Проект «Связной Радио»

Постановка задачи

«Мы хотим настоящее радио, а ещё у нас есть видео в каждой торговой точке»,— примерно с таких слов началось сотрудничество компании Тракт и розничной торговой сети «Связной» в 2012 году. К тому моменту многие торговые точки «Связного» уже были оснащены устройствами для озвучки и плазменными телевизорами. На этом оборудовании выполнялось независимое вещание музыки и видеороликов, причём фонограммы воспроизводились не по заранее созданному расписанию, а способом случайной выборки. Такой подход был признан недостаточно эффективным, и у «Связного» родилась идея создания настоящего радио и согласованной с ним трансляции видеорекламы. Но ни одно из имеющихся на рынке Indoor-рекламы решений не обеспечивало профессионального качества программы вещания, и вдохновители проекта «Связной Радио» обратились к производителям технологий для традиционных радиостанции — радиостанций эфирного вещания.

Компания Тракт к тому времени уже обладала рядом программных продуктов, что позволило ей взяться за решение непростых задач проекта «Связной Радио». Требовалось:

  • обеспечить аудио- и видеовещание в нескольких тысячах торговых точек «Связного» по всей стране при условии низкой (иногда до 16 кБ/с) пропускной способности интернет-каналов;
  • логически связать радио- и видеовещание, так чтобы они взаимодействовали между собой с приоритетом радиовещания (рекламные и видеоролики подстраиваются под радио);
  • дать возможность формировать разные расписания для разных регионов в зависимости от часового пояса, времени открытия торговой точки и других факторов;
  • позволить объединять точки вещания в группы (регионы) для проведения направленных рекламных кампаний;
  • предоставить профессиональный инструмент для медиапланирования (планирования рекламы);
  • предусмотреть мониторинг различных параметров вещания по всей сети.

В основу решения легла уже хорошо зарекомендовавшая себя технология распределённого сетевого вещания Digispot® II РБД, применяемая такими крупными сетевыми радиостанциями, как «Дорожное радио». Поскольку проект предъявлял сразу несколько новых требований, эта технология была существенно доработана:

  • проведена масштабная оптимизация кода как на стороне сервера, так и на стороне клиента: количество точек вещания увеличилось до 5000 (как минимум на порядок), заложен большой потенциал на будущее;
  • серверная сторона адаптирована для работы на NLB-кластере, что позволило распределить нагрузку на раздающие серверы;
  • на серверной стороне реализована функция многопользовательского подключения по одному соединению, что дало возможность группировать точки вещания для отправки на них единого расписания;
  • для удобства управления таким большим количеством точек вещания, в частности для быстрого переключения точки с одного расписания на другое (чего не бывает на радио), разработан специальный модуль, представляющий точки вещания, соединения и расписания в табличном виде;
  • для удалённой автоматической инсталляции разработан специальный инсталляционный пакет, развертываемый с помощью ПО Configuration Manager из пакета Microsoft System Center;
  • в подсистеме видеовещания реализована поддержка технологии DirectShow для организации вещания без специализированых видеокарт — через HDMI-разъём, интегрированный в материнскую плату.

Заметим, что решение на базе ПО Digispot® II было не единственным: компания «Связной» несколько месяцев проводила в московских салонах связи масштабное тестирование всех предлагаемых решений, по итогам которого в рамках внутреннего конкурса было выбрано решение на базе ПО Digispot® II.

 

Как это работает

Все данные, необходимые для вещания (музыкальные и видеофайлы, расписания, рекламные ролики и т. п.) формируются на центральном сервере данных в Москве. Для разных точек вещания могут быть составлены собственные расписания. Передача данных на конечные точки осуществляется раздающими серверами, объединёнными в NLB-кластер с балансировкой нагрузки. Все они расположены в дата-центре, что даёт возможность значительно увеличить количество подключений и обеспечивает высокую надёжность системы.

Проект Связной

Как только новая точка вещания подключается к сети, на ней автоматически (при помощи специального инсталляционного пакета) устанавливается приложение Digispot® II Связной Клиент. Это приложение обеспечивает получение от раздающего сервера необходимых для вещания файлов и работу по соответствующим этой точке двум эфирным расписаниям – видео и аудио. При этом получение новых данных от сервера происходит с опережением, а не в реальном времени, что делает решение мало зависимым от качества каналов связи и стабильности соединения. По технологии Digispot® II РБД данные на точки вещания передаются не потоком, а в виде отдельных звуковых файлов и эфирного расписания, что минимизирует трафик. По сути, единожды загрузив все музыкальные файлы, в дальнейшем система передаёт только расписания и обновлённую музыку.

В ПО решения включена система заполнения незапланированных пауз. Это вспомогательная система, предназначенная для автоматической генерации фрагментов расписания. Она позволяет избежать пауз при вещании расписания в автоматическом режиме. Пауза может возникнуть при отсутствии нужного звукового файла или из-за ошибки при планировании расписания. В такой ситуации система автоматически подготовит небольшой фрагмент расписания из элементов, хранящихся на локальном компьютере, и заполнит паузу до следующего пригодного к воспроизведению элемента эфирного расписания.

Подключение точки вещания к серверу и настройка всех параметров её работы осуществляются централизованно.

Подготовка эфирного расписания для точек вещания выполняется с помощью ПО Digispot® II Маг (музыкальный ротатор). Управление продажами аудио- и видеорекламы и формирование рекламной составляющей эфирного расписания выполняются с помощью ПО Digispot® II Медиапланер.

ПО Digispot® II Репликатор обеспечивает автоматическое копирование одинаковых блоков эфирного расписания в расписания для разных групп точек вещания, что существенно упрощает работу редакторов. Фактически, достаточно единожды настроить правила формирования расписаниий для каждой группы точек вещания на основе исходных расписаний, и после этого редактор может работать только с исходными расписаниями. При этом в каждое расписание вставляется своя реклама.

Решение подразумевает также возможность организации online-вещания (потокового) и врезку живых трансляций в эфир на точках вещания в салонах (там, где есть техническая возможность).

Таким образом, на данный момент технология сетевого распределенного вещания Digispot® II РБД — это:

  • автономное автоматическое вещание, управляемое из единого центра;
  • практически неограниченное количество конечных точек вещания (решение легко масштабируется);
  • возможность использовать различные решения для балансировки нагрузки между серверами (в том числе NLB-кластер);
  • независимость от качества каналов связи;
  • высокая отказоустойчивость;
  • автоматическая установка и обновление ПО;
  • минимальные системные требования к аппаратному обеспечению точки вещания.

 

Что дальше?

В дальнейшем мы видим применение технологии Digispot® II РБД для организации радио- и видеовещания в сетевых супермаркетах, в крупных торговых комплексах с разделёнными зонами озвучивания, в сетевых ресторанах, на заправочных станциях и так далее. Разумеется, каждое из конкретных решений будет ориентировано на требования заказчика-радиовещателя.

Copyright © 2019 Digispot Alliance. All rights reserved.
Все права на материалы сохраняются в соответствии с законодательством РФ.