Digispot® II Визуальное Радио

Что это такое

Digispot® II Визуальное Радио — это технология, позволяющая визуализировать радио, то есть формировать видеоряд в дополнение к аудиоряду — основной программе вещания радиостанции.

Что видит слушатель

Слушатель видит изображение с одной из камер в студии либо видеозапись (клип, репортаж, запись эфира), воспроизводимую на эфирной станции. На эту «картинку» накладываются логотипы (радиостанции, передачи), бегущая строка (горячие новости, курсы валют, погода), плашки с дополнительной информацией о том, что происходит в эфире (название песни и имя исполнителя, имена ведущего и гостя, справка по теме эфира, сообщения), дополнительная графическая информация (инфографика, сопровождающая новости, сообщения о погоде, дорожных пробках и др., фоновая и контекстная реклама).

Что визуализация даёт радиостанции

  • Дополнительный способ привлечения слушателей.
    Эксперименты и опыт внедрения на некоторых московских радиостанциях подтвердили, что слушателям интересно видеть лица своих любимых диджеев и гостей студии, смотреть видеоклипы и репортажи с места событий.
  • Дополнительные рекламные площади.
    Визуальную рекламу можно размещать не только в пределах рекламного блока, но и в любой момент — с привязкой к эфирной программе (контекстная реклама) или независимо (фоновая реклама).

Концепция визуализации радио

Визуальное радио — это прежде всего радио. Основной принцип — первичность радиопрограммы. Решение на базе системы автоматизацииDigispot® II Визуальное Радио уникально тем, что позволяет сохранить радио «как есть», не нарушая основной технологический процесс. Радио не превращается в телевидение. Не требуется раздувать штат и бюджет радиостанции. Техническое решение обеспечивает визуализацию происходящего в студии и вещание видео совместно с аудио. При этом большинство процессов автоматизируются.

Другой, не менее важный принцип — экономическая целесообразность. По бюджетным возможностям радио существенно уступает телевидению. Поэтому визуализация радио не должна превращаться в создание полновесного ТВ-канала. Визуализация радио — это поиск компромисса между автоматизацией большинства процессов формирования видеоряда (запуск вещания видеороликов, коммутация камер, наложение графики) и живым, творческим вещанием с участием персонала. Благодаря системе Digispot® II Визуальное Радио видеоряд радиопрограммы получается зрелищным, информативным — и при этом недорогим.

Из чего состоит визуальное радио

Система Digispot® II Визуальное Радио — это надстройка, дополнение к классическому аппаратно-студийному комплексу радиостанции (рис. 1).

С технической точки зрения это:

  • камерный парк;
  • свет;
  • система автоматизированного управления формированием программы;
  • эфирная станция Digispot® II Джинн Вещание + Живой Эфир VR (Digispot® II DJin: Air-X Live VR) с поддержкой видео;
  • система графического оформления программы;
  • видеомикшер и другое коммутационное видеооборудование;
  • система мониторинга видеосигналов;
  • система мониторинга активности микрофонов;
  • система формирования потока для интернет-вещания;
  • система записи и хранения видеопрограмм (опционально);
  • инсталляционные решения (крепления и подвесы).

Принципиальная схема технологии визуализации радиовещания

Рис. 1. Принципиальная схема технологии визуализации радиовещания

Камерный парк

Рекомендуем использовать дистанционно управляемые моторизованные камеры (PTZ камеры) — такой вариант даёт максимум возможностей при доступной цене.
PTZ — от pan–tilt–zoom (панорама–наклон–зум). PTZ-камеры управляются по горизонтальной и вертикальной осям и оснащены объективом с переменным фокусным расстоянием (могут выполнять «наезд–отъезд»).

Не рекомендуем использовать IP-камеры, поскольку они:

  1. практически не позволяют синхронизировать поступающее с них изображение со звуком, поступающим с микрофонов;
  2. сразу кодируют видеосигнал с максимальной степенью сжатия, что существенно ухудшает качество изображения (сжатое потоковое видео требуется декодировать, прежде чем подавать его на видеомикшер для использования в программе).

Допустимо использовать и самые простые, «бытовые» камеры. Но они гораздо менее удобны в эксплуатации, поскольку, кроме очевидных проблем с настройкой ориентации и фокусировки, склонны неожиданно «засыпать», «терять сигнал» и отключаться без видимых причин (а удалённо включить такую камеру нельзя, то есть придётся пользоваться стремянкой во время эфира).

Камеры с дистанционным управлением имеют огромное преимущество — возможность оперативно, во время эфира, менять предустановленный план каждой камеры. В результате программа становится более динамичной. С обычными (в том числе бытовыми) камерами аналогичной динамики видеоряда можно достичь, увеличив количество статичных камер либо задействовав телеоператоров для работы с каждой камерой в студии.

Свет

Рекомендуем использовать световые приборы с минимальным энергопотреблением и тепловыделением, поскольку студии радиостанций изначально не имеют большого запаса по этим характеристикам. Наиболее удачное решение — современные светодиодные приборы, которые кроме экономичного энергопотребления и тепловыделения отличаются большим сроком эксплуатации, что даёт существенную экономию на запасных частях.

Система автоматизированного управления формированием программы

Принцип действия системы (рис. 2) состоит в следующем. За каждой камерой (или группой камер) в студии закреплён свой микрофон (или группа микрофонов). Каждая камера ориентирована на того, кто находится у её микрофона. Система определяет активные микрофоны, то есть те, в которые в данный момент говорят участники вещания в студии. При активизации микрофона (то есть при вступлении в дискуссию одного из участников) автоматически, после оптимальной задержки, в программу включается изображение от камеры, связанной с этим микрофоном.

Команды включения/выключения определённой камеры или программы, формируемой эфирной станцией, а также наложение графических событий (подтитровка, логотипы и др.) могут быть привязаны к элементам эфирного расписания и выполняться автоматически в соответствующий момент времени. Например, с моментом начала воспроизведения видеоклипа можно связать две команды:

  • «подать в эфир сигнал с эфирной станции»
  • «наложить титры с названием видеоклипа и именем исполнителя»

Заданная логика переключения камер под управлением микрофонов или элементов эфирного расписания позволяет создать видеоряд, не отличающийся от формируемого традиционно (видеооператорами и видеорежиссёром). В любой момент возможен переход на ручное управление и обратно.

 

Структурная схема системы автоматизированного управления переключением камер

Рис. 2. Структурная схема системы автоматизированного управления переключением камер

Для реализации автоматического переключения камер мы предлагаем устройство детектирования активности микрофонов ТР-330.

Мониторинг активности микрофонов

Устройство ТР-330 — это малошумный (можно установить в студии) блок высотой 1U с четырьмя симметричными микрофонными входами и предустановленным специальным ПО Digispot® II Active Microphone Detector. Блок анализирует активность микрофонов и формирует команды автоматической коммутации камер. Применение ТР-330 позволяет вести автоматическое круглосуточное ТВ-вещание (без участия видеооператоров и видеорежиссёра).

При работе с цифровыми пультами Axia информация об активности микрофона может быть получена напрямую из сети LiveWire. В этом случае ПО Digispot® II Active Microphone Detector может быть установлено на любой рабочей станции, подключённой к сети LiveWire.

Эфирная станция Digispot® II Джинн Вещание + Живой Эфир VR (Digispot® II DJin: Air-X Live VR) с поддержкой видео

На эфирной (вещательной) станции установлены расширенная версия эфирной конфигурации ПО Digispot® II Джинн Вещание + Живой Эфир VR (Digispot® II DJin: Air-X Live VR), поддерживающая работу с видео, и специальная видеоплата (Matrox, Blackmagic). Также с помощью специального модуля поддерживается удалённое управление видеомикшером (Blackmagic, ORAD, Skylark). Доступно удалённое управление системами графического оформления программы (проектами системы графического оформления эфира MagicSoft CG и действиями в системе ORAD 3DPlay) с возможностью индивидуальной настройки кнопок в интерфейсе управления Digispot® II Джинн для запуска отдельных элементов графического оформления. Также из Digispot® II Джинн можно оперативно изменять текст титров и выводить их по заранее подготовленному шаблону. Варианты настройки управления: автоматическое, ручное, комбинированное.

Система графического оформления программы

В качестве этой системы можно задействовать ПО сторонних производителей. Например, система графического оформления эфира MagicSoft CG позволяет создавать и подавать на вход видеомикшера графические элементы любой сложности:

  • динамические и статические логотипы (радиостанции, передачи);
  • бегущую строку (горячие новости, курсы валют, погода);
  • часы («аналоговые» и «цифровые»);
  • плашки с дополнительной информацией о том, что происходит в эфире (название песни и имя исполнителя, имена ведущего и гостя, справка по теме эфира, сообщения);
  • дополнительную графическую информацию (инфографика, сопровождающая новости, сообщения о погоде, дорожных пробках и др.);
  • фоновую и контекстную рекламу.

Программное обеспечение MagicSoft CG интегрировано с системой автоматизации Digispot® II. Команды управления могут быть привязаны к элементам эфирного расписания и отправляться системе графического оформления автоматически. Также можно отправлять заранее заданные команды вручную со специальной панели в интерфейсе управления ПО Digispot® II.

Видеомикшер и другое коммутационное видеооборудование

Видеомикшер служит для формирования финальной программы с применением микширования и коммутации видеосигналов с камер и эфирной станции, а также для добавления элементов графического оформления и титров с графической станции. Оптимальное решение — видеомикшеры Blackmagic Design серии ATEM (2 M/E, 1 M/E или Studio). Помимо микширования, перечисленные модели позволяют выполнять мультиэкранный мониторинг входных и выходных видеосигналов.

Мониторинг видеосигналов

Для мониторинга видеосигналов могут применяться как профессиональные мониторы с подключением по интерфейсу SDI, так и бытовые компьютерные мониторы и телевизионные панели с подключением по интерфейсу HDMI.

Формирование потока для интернет-вещания

Станция формирования потока для интернет-вещания выполняет захват видео- и аудиопрограммы с выхода видеомикшера и формирует однопрограммный поток в требуемом формате передачи до точки общего доступа собственной или арендуемой CDN.

Система записи и хранения видеопрограмм

Дополнительно может быть установлен видеосервер для записи и хранения сформированных программ с целью их дальнейшей обработки, видеомонтажа и размещения в Интернете.

Инсталляционные решения

Размещение камер и света в действующей студии без длительной остановки вещания может стать настоящей проблемой. Мы предлагаем решения с минимальной конструктивной доработкой радиостудии, почти не изменяющие её обычный вид:

  • Использование имеющихся конструкций стен и подвесного потолка. Большая часть световых приборов встраиваются в конструкцию подвесного потолка (заменяя либо дополняя стандартные блоки потолочных светильников). Такое расположение практически не уменьшает полезную высоту студии и не загромождает рабочее пространство. К стенам крепится минимальное количество светильников (в основном «рисующие» приборы для дополнительных световых эффектов).

  • Конструкция из лёгких металлических труб, размещаемых по внутреннему периметру студии. Изготавливается индивидуально, разворачивается за несколько часов, крепится к полу и стенам в нескольких точках. Затем к ней, уже без лишнего шума и грязи, подвешиваются все камеры и световые приборы, подвязываются провода.

Что ещё потребуется

Контент

Очевидное усложнение задачи для радиостанции, решившей применить визуализацию,— подготовка видеоконтента:

  • поиск видеоклипов (далеко не для каждой музыкальной композиции можно найти видеоклип с пригодным для радио аудиорядом) и решение вопроса авторских и смежных прав на них. (Следует учесть и то, что видеоклип может быть намного дороже фонограммы.) С другой стороны, формат вещания радиостанции может не предполагать использование видеоклипов; в этом случае достаточно изображения с камер и динамической графики;
  • разработка видеоверсии «одежды» эфира — открывающих и закрывающих джинглов и т. п.;
  • разработка графики – логотипов, плашек, оформления бегущих строк и т. п.

Помещение

Понадобится дополнительное оборудование, в связи с чем, возможно, придётся решить вопросы недостатка электропитания и кондиционирования.

Персонал

Скорее всего, понадобится повышение квалификации персонала радиостанции (в первую очередь технических специалистов).

Варианты визуализации радио

Приступая к проработке конкретного решения, важно определить желаемую «глубину» визуализации, исходя из задач радиостанции и возможности её переоснащения.

Можно выделить три основных варианта визуализации (возможны и промежуточные):

  • минимальный — только изображение с камер в студии;
  • оптимальный — изображение с камер в студии + графическое оформление;
  • максимальный — все возможности визуализации: изображение с камер в студии + графическое оформление + видеоконтент с эфирной станции.

Минимальный вариант

Видеопоток формируется на основе видеосигналов с камер: слушатель видит студию в разных ракурсах – изображение поступает с камер, направленных на отдельных ведущих или гостей, или с камеры общего плана. Камеры переключаются автоматически в зависимости от активности микрофонов.

Это самый недорогой вариант. Он практически не затрагивает имеющееся в студии оборудование (единственная точка пересечения — устройство детектирования активности микрофонов ТР-330) и систему автоматизации и может быть быстро развёрнут на любой радиостанции.

Пример подобного решения приведён на рис. 3.

Структурная схема минимального варианта визуализации радио (только изображение с камер в студии)

Рис. 3. Структурная схема минимального варианта визуализации радио (только изображение с камер в студии)

Оптимальный вариант

Как и в минимальном варианте, видеопоток формируется только на основе видеосигналов с камер, но с помощью графической станции на него накладывается динамическая графика: логотипы, плашки с информацией о ведущем, госте, текущей фонограмме, погоде или пробках, рекламные сообщения и т. д. Наложение графики производится как автоматически (с привязкой к эфирному расписанию), так и вручную (со станции оператора эфира). Такой видеоряд гораздо привлекательнее для слушателя, а радиостанция получает дополнительные возможности для активного взаимодействия с ним.

Важно: для реализации данного варианта основная эфирная станция (с которой идёт вещание радиопрограммы) должна работать под управлением ПО Digispot® II Джинн Вещание (любой конфигурации) версии не ниже 2.15.37.х.

 

Пример подобного решения приведён на рис. 4.

Структурная схема оптимального варианта визуализации радио (изображение с камер в студии + графическое оформление)

Рис. 4. Структурная схема оптимального варианта визуализации радио (изображение с камер в студии + графическое оформление)

Максимальный вариант

Видеопоток формируется на основе видеосигнала с камер, графического оформления, а также видеосигнала с эфирной станции.

Важно: на эфирной станции должна быть установлена расширенная конфигурация ПО Digispot® II Джинн Вещание + Живой Эфир VR (Digispot® II DJin: Air-X Live VR) с полной поддержкой видео (версия 2.16.х и выше). При этом радиостанция получает возможность визуализировать «одежду» эфира и транслировать самый разнообразный видеоматериал: видеоклипы, собственные видеосюжеты и т. д.

Данный вариант существенно дороже предыдущих и требует замены эфирной станции (включая оборудование), обновления всего ПО системы автоматизации и, возможно, изменения технологии работы радиостанции (для регулярного производства видеоматериалов может понадобиться увеличить штат). Но радиостанция при этом получает полноценный инструмент визуализации, и её программа по качеству будет сравнима с телевизионной.

На рис. 5 приведён пример эфирной части подобного радиокомплекса.

Структурная схема максимального варианта визуализации радио (изображение с камер в студии + графическое оформление + видеоконтент с эфирной станции)

Рис. 5. Структурная схема максимального варианта визуализации радио (изображение с камер в студии + графическое оформление + видеоконтент с эфирной станции)

Типовые рабочие станции

Перечислим типовые рабочие станции, обеспечивающие визуализацию радио:

  1. Эфирная станция с расширенной версией эфирной конфигурации Digispot® II Джинн Вещание + Живой Эфир VR (Digispot® II DJin: Air-X Live VR), поддерживающей работу с видео, и специальной видеоплатой (Matrox, Blackmagic).
  2. Служебная рабочая станция оператора эфира. Обеспечивает анализ сигналов с микрофонов, ручную или автоматическую коммутацию камер и видеомикширование, а также управление графическим оформлением.
  3. Графическая станция. Предназначена для создания элементов графического оформления программы и подачи их на вход видеомикшера. Возможны графические элементы любой сложности: динамические и статические логотипы, бегущие строки, графическое оформление эфира, фоновая и контекстная реклама.
  4. Станция формирования потока для интернет-вещания. Выполняет захват видео- и аудиопрограммы с выхода видеомикшера и формирует поток в нужном формате для распространения в Интернете.

При необходимости станции 2, 3 и 4 могут быть объединены в любой комбинации.

Возможности системы Digispot® II Визуальное Радио

  • Синхронное воспроизведение аудио- и видеопотоков одним плеером из одного расписания.
  • Автоматизация управления коммутацией камер видеомикшером на основе анализа сигналов с микрофонов и применения заданной логики (имитация работы видеооператоров и видеорежиссёра).
  • Автоматическое управление наложением графики с привязкой к эфирному расписанию.
  • Автоматический вывод альтернативного (или нейтрального) видеоряда при отсутствии оригинального видеоконтента для данного элемента расписания.
  • Хранение видеоматериалов в общей БД.
  • Видеовещание в форматах SD (576i) и HD (720p, 1080i)
  • Поддержка стандартов H.263, H.264, MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, Xvid, DivX и др.
  • Поддержка форматов MKV, AVI, MPG, MXF и др.

Преимущества системы Digispot® II Визуальное Радио

  • Внедрение системы Digispot® II Визуальное Радио не нарушает технологию радиовещания. Мы не превращаем радио в телевидение — мы формируем видеоряд параллельно аудиоряду. Программа и рабочий процесс радиостанции не претерпевают серьёзных изменений. Аудиоряд остаётся более приоритетным, чем видеоряд.
  • Визуализация полностью автоматизирована (в том числе коммутация камер по активности микрофонов). Не требуется расширять штат и существенно увеличивать бюджет радиостанции.
  • Видеоряд воспроизводится на эфирной станции. Один и тот же плеер может воспроизводить как аудио-, так и (видео + аудио)элементы расписания, за счёт чего достигается 100%-я синхронизация аудио- и видеопотоков.
  • С помощью системы Digispot® II Визуальное Радио можно реализовать решения различной глубины визуализации и различного масштаба. Система обладает достаточной гибкостью и подойдёт как небольшой радиостанции с частичным живым вещанием, желающей транслировать изображение из студии на свой сайт, так и радиостанции разговорного жанра с круглосуточным живым эфиром, предъявляющей высокие требования к качеству видеоряда. Соответственно стоимость решения также широко варьируется в зависимости от конкретных требований.

 

 

 

Copyright © 2019 Digispot Alliance. All rights reserved.
Все права на материалы сохраняются в соответствии с законодательством РФ.